Название статьи |
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
|
Авторы |
Свеженцева Ирина Борисовна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46), svezhentseva@yandex.ru
|
Индекс УДК |
37.02
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Необходимым условием формирования инновационной экономики государства является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, определяющих готовность к самостоятельной продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач. Таким образом, развитие не-прерывного образования предполагает формирование активных граждан и их профессиональную и личностную самореализацию. В этой связи проблема профессионально-нравственного развития будущего специалиста приобретает особое значение.
Материалы и методы. Опытно-экспериментальной базой исследования явились студенты 1–5-х курсов экономического факультета и факультета романо-германской филологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и студенты 1–5-х курсов экономического и архитектурно-строительного факультетов Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. В диагностический блок были включены специально разработанные и подобранные методики, такие как: педагогическое наблюдение, интервьюирование студентов и преподавателей, тестирование, экспресс-диагностика, анкетирование, шкалирование, экспертная оценка, методы математической обработки результатов.
Результаты. В результате проведенного эксперимента удалось проследить положительную связь между уровнем сплоченности студенческой группы и показателями сформированности профессионально-нравственной устойчивости у студентов. Формирование профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста было отражено в динамике роста основных критериев: когнитивно-потребностного, оценочно-эмоционального и продуктивно-результативного. Наиболее сформированным был выявлен деятельностно-конативный компонент, который являлся основным и системообразующим в структуре профессионально-нравственной устойчивости.
Выводы. Профессионально-нравственная устойчивость как социально-психологическое образование входит в структуру личности, являясь ее важнейшим компонентом. Выбор личностью линии поведения и деятельности определяется ее социальными качествами. Особенности профессионально-личностного развития будущего специалиста в конечном итоге определяют формирование его профессионально-нравственной устойчивости.
|
Ключевые слова |
модернизация, личность, устойчивость, нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, профессионально-нравственная устойчивость.
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасно-сти до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.
2. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологиче-ские труды / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995.
4. Мерлин, В. С. Собрание сочинений : в 4 т. / В. С. Мерлин. – Пермь : ПСИ, 2006. – Т. 2. – 192 с.
5. Современные проблемы профессионального образования : сб. лекций для систе-мы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Решетникова, Н. С. Сердюковой. – Белгород : Белгородский РИПКППС, 2006. – 244 с.
6. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. – М. : Академия, 2004.
7. Сироткин, Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1999. – 176 с.
8. Пеньков, В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук / Пеньков В. Е. – М., 1997. – 24 с.
9. Чудновский, В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жиз-ни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 82–89.
|