Статья 22313

Название статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Авторы

Свеженцева Ирина Борисовна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова (Россия, г. Белгород, ул. Костюкова, 46), svezhentseva@yandex.ru

Индекс УДК

37.02

Аннотация

Актуальность и цели. Необходимым условием формирования инновационной экономики государства является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, определяющих готовность к самостоятельной продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач. Таким образом, развитие не-прерывного образования предполагает формирование активных граждан и их профессиональную и личностную самореализацию. В этой связи проблема профессионально-нравственного развития будущего специалиста приобретает особое значение.
Материалы и методы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились студенты 1–5-х курсов экономического факультета и факультета романо-германской филологии Белгородского государственного национального исследовательского университета и студенты 1–5-х курсов экономического и архитектурно-строительного факультетов Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. В диагностический блок были включены специально разработанные и подобранные методики, такие как: педагогическое наблюдение, интервьюирование студентов и преподавателей, тестирование, экспресс-диагностика, анкетирование, шкалирование, экспертная оценка, методы математической обработки результатов.
Результаты.
В результате проведенного эксперимента удалось проследить положительную связь между уровнем сплоченности студенческой группы и показателями сформированности профессионально-нравственной устойчивости у студентов. Формирование профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста было отражено в динамике роста основных критериев: когнитивно-потребностного, оценочно-эмоционального и продуктивно-результативного. Наиболее сформированным был выявлен деятельностно-конативный компонент, который являлся основным и системообразующим в структуре профессионально-нравственной устойчивости.
Выводы.
Профессионально-нравственная устойчивость как социально-психологическое образование входит в структуру личности, являясь ее важнейшим компонентом. Выбор личностью линии поведения и деятельности определяется ее социальными качествами. Особенности профессионально-личностного развития будущего специалиста в конечном итоге определяют формирование его профессионально-нравственной устойчивости.

Ключевые слова

модернизация, личность, устойчивость, нравственная устойчивость, профессиональная устойчивость, профессионально-нравственная устойчивость.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасно-сти до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.
2. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 г.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологиче-ские труды / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. ; Воронеж : Ин-т практической психологии, 1995.
4. Мерлин, В. С. Собрание сочинений : в 4 т. / В. С. Мерлин. – Пермь : ПСИ, 2006. – Т. 2. – 192 с.
5. Современные проблемы профессионального образования : сб. лекций для систе-мы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Решетникова, Н. С. Сердюковой. – Белгород : Белгородский РИПКППС, 2006. – 244 с.
6. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. – М. : Академия, 2004.
7. Сироткин, Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости / Л. Ю. Сироткин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1999. – 176 с.
8. Пеньков, В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук / Пеньков В. Е. – М., 1997. – 24 с.
9. Чудновский, В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жиз-ни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 82–89.

 

Дата создания: 01.03.2014 12:05
Дата обновления: 01.03.2014 12:05